Властелин электронных кошельков ведёт войну

Крупнейшая в мире платежная система PayPal ведет войну на два фронта. С одной стороны поджимают конкуренты, с другой — корпоративный рейдер Карл Айкан

Улицы калифорнийского города Сан-Хосе запружены автомобилями. Сидя за рулем черного Porsche Panamera Turbo, Дэвид Маркус лавирует в плотном потоке, как на трассе для слалома. Полтора года назад 40-летний Маркус стал президентом PayPal и с тех пор постоянно куда-то спешит. Бизнесмен затеял грандиозное техническое перевооружение платежной системы. Он вывел на рынок массу продуктов, с помощью которых 143 млн пользователей PayPal могут оплачивать покупки через мобильные телефоны. Тем временем материнская компания – крупнейший онлайн-аукцион eBay – стала мишенью знаменитого корпоративного рейдера Карла Айкана. Завладев в ней долей в 2%, Айкан пригрозил начать борьбу за отделение бизнеса PayPal от eBay: похоже, платежная система становится более ценным активом, чем купивший ее интернет-гигант.

Маркусу не терпится продемонстрировать чуточку магии, и мы торопимся в Birk’s  – популярный ресторан, который принимает оплату через PayPal. Предприниматель запускает специальное приложение для iPhone. Программа определяет, что мы вошли в ресторан, и Маркус начинает сканировать штрихкоды на ценниках возле блюд. Информация о стоимости заказа тут же обновляется на экране его телефона. Цель PayPal  – сделать так, чтобы онлайн‑платежи в обычных магазинах стали такими же быстрыми и удобными, как оплата покупок в интернете. «Хочется, чтобы было, как в «Матрице»,  – произносит Маркус с легким французским акцентом, напоминающим о его жизни во Франции и Швейцарии.

Местная «матрица» явно барахлит: ресторан использует не самую новую версию программного обеспечения. На одном из блюд нет штрихкода, поэтому Маркусу придется вручную вводить семь кодовых цифр, которые должны быть указаны в бумажном счете. Когда счет принесли, цифр на нем не оказалось. «Проблема не только в технологии, но и в том, как научить продавцов ею пользоваться»,  – поясняет Маркус, изо всех сил пытаясь скрыть досаду. Минут через 10 официант возвращается с кодом. Маркус указывает сумму чаевых, оплачивает счет через iPhone и вздыхает: «Вообще‑то, когда все работает, ждать не приходится».

Борьба за мобильные бумажники

Маркус и PayPal не могут позволить себе программных сбоев и вынужденного ожидания. Деньги становятся мобильными, и на кону контроль над потоками байтов и наличности, проходящими через миллиард смартфонов и миллионы виртуальных и традиционных точек продаж. По оценке исследовательской компании Gartner, к 2017‑му объем мобильных платежей увеличится по сравнению с прошлым годом на $485 млрд и достигнет $720 млрд. Потенциал этого рынка огромен: в 2013‑м сумма розничных транзакций, выполненных населением планеты, перевалила за $15 трлн. Тот, кому удастся получить долю в этой новой цифровой экосистеме, заработает миллиарды на комиссионных, соберет огромный массив информации о клиентах и сможет контролировать рынок таргетированной рекламы. Apple, Amazon, Google, Visa, MasterCard и другие гиганты жаждут предложить пользователям мобильные «электронные кошельки». Того же хотят несколько стартапов, в том числе Square, финансируемый создателем Twitter миллиардером Джеком Дорси.

В самой гуще этой борьбы  – PayPal, дитя интернет‑бума, которое ставит бизнес материнской компании с ног на голову своими надеждами на глобальный рынок банковских услуг. Только за прошлый год PayPal пропустила через себя $180 млрд в 26 валютах, выполняя транзакции в 193 странах мира. Выручка платежной системы выросла на 20% и достигла $6,6 млрд. Это 41% от общей выручки eBay и 36% его прибыли. По сути, eBay уже неправильно называть онлайн‑аукционом. На PayPal, купленную в 2002 году за сумасшедшие, как тогда казалось, деньги  – $1,5 млрд, сегодня приходится по меньшей мере половина капитализации eBay в размере $70 млрд. И многие считают, что PayPal может стоить куда больше, чем сейчас.

«PayPal растет. Если сделать ее самостоятельной и вывести на IPO, то можно получить громадную премию к нынешней стоимости»,  – считает Айкан, который настаивает на продаже или отделении PayPal от eBay. Основатель компаний Tesla и SpaceX миллиардер Элон Маск, впервые заработавший состояние, будучи совладельцем PayPal, еще более категоричен: «В том, что глобальная платежная система стала дочерним предприятием онлайн‑аукциона, нет никакого смысла. Это как если бы Visa принадлежала сети супермаркетов Target. Если PayPal останется частью eBay, то ее наголову разобьют Amazon Payments, Apple или какой‑нибудь стартап». Подобные высказывания только подстегивают золотую лихорадку. Предсказать, кто победит в борьбе за рынок мобильных платежей, легко. Им станет тот, кто выиграет битву за контроль над PayPal.

 

Напомним, в июне и июле в Кремниевой долине пройдут инновационные бизнес-стажировки, в ходе которых у вас будет возможность посетить компании Google,Twitter, Facebook, Amazon, Apple, eBay и многие другие

7-14 июня 
Ритейл будущего: инновационные технологии розничных продаж в США

12-19 июля 
Инновации в Бизнесе и Технологиях

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.
накрутить подписчиков
svicenter
svicenter
Был на сайте никогда
Читателей: 1 Опыт: 0 Карма: 1
все 0 Мои друзья