Почему венчурный рынок России падает?
По данным инвестиционной компании Rye, Man & Gor Securities (RMG), венчурные инвестиции в России сократились на 31% в 2013 году по сравнению с 2012 годом. Аналогичные данные у PricewaterhouseCoopers и «Российской венчурной компании» (РВК): несмотря на значительный рост количества венчурных сделок, общий объем инвестированных средств за 2013 год снизился почти на 30%.
Российские эксперты объясняют спад взрослением нашего венчура и естественной коррекцией после бурного роста венчурных инвестиций в 2011–2012 годах. Но скорее всего, причины сложнее. Эксперты Deloitte, анализируя похожий спад венчурных инвестиций в Европе, сформулировали несколько универсальных факторов, которые влияют на состояние венчура в странах и регионах.
Циклы и стадии – фактор важный, но не определяющий. Куда важнее общее состояние экономики, состояние рынка образования, отраслевая ориентация стартапов и уровень их локальности.
1. Сильное падение венчурных инвестиций (больше 20часто связано с нестабильным выпуском квалифицированных кадров. Первая волна стартапов забирает лучших и самых активных профессионалов, молодые компании следующего поколения их уже недобирают, а дальше вообще начинают страдать от дефицита компетенции.
Как правило, лучший профессиональный набор происходит раз в пять лет, после чего следует несколько лет кризиса. Американский рынок образования справляется с этой проблемой, европейский хуже, российский еще хуже. Инвесторы замечают это по уровню подготовки проектов и идей, инвестируют меньше и осторожнее.
2. Еще одна закономерность: чем больше региональные стартапы ориентируются на глобальный спрос (то есть готовы оказывать услуги за пределами локального рынка), тем стабильнее растет венчур. Местные инвесторы часто заинтересованы в том, чтобы на одной из стадий стартап поддержал международный фонд, который, обладая значительными свободными средствами, мог стать локомотивом молодого бизнеса.
У российских же стартапов локализация традиционно велика и с каждым годом растет. Оригинальных идей все меньше, адаптаций успешных западных бизнес-моделей к российскому рынку все больше. Логично, что двойники глобальных сервисов концентрируются только на местном спросе.
3. По данным RMG, больше 70% инвестиций частных фондов в 2013 году пришлись на сектор B2C, а на B2B около 17%. Сервисы для массового спроса популярны на венчурном рынке везде, но перекос в сторону потребительского сектора обычно меньше (60% – B2C; 30% – B2B). А поскольку стартапы ориентированные на B2B, более капиталоемкие, их дефицит отражается на общем объеме венчурных инвестиций.
4. Общеэкономическая ситуация – самый понятный из факторов. Растущая экономика гарантирует хотя бы минимальное удорожание проекта на каждой из стадий. При стагнации такой гарантии инвестор получить не может.
Показательный комментарий Константина Синюшина, генерального директора и сооснователя венчурного фонда The Untitled Venture на Roem: «Венчурный сектор экономики – это в хорошем смысле слова пирамида, где основной стимул инвестирования на каждой стадии в том, что есть заранее прогнозируемая вероятность удорожания проекта на следующем раунде. При растущей экономике пирамиды вполне работоспособны. Проблемы начинаются тогда, когда экономика перестает расти, тогда мы начинаем наблюдать удешевление на следующих раундах. И никакого смысла инвестировать на ранних стадиях в таких условиях больше не существует».
Напомним, в июне и июле в Кремниевой долине пройдут инновационные бизнес-стажировки:
7-14 июня
Ритейл будущего: инновационные технологии розничных продаж в США
12-19 июля
Инновации в Бизнесе и Технологиях